• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

На новой высоте

10 декабря в Профессорском клубе выступил певец с уникальным голосом - контратенор Николай Гладских

            Центр музыкальных проектов Высшей школы экономики уже больше 11 лет организует концерты, где звучит самая разная музыка. Зрители имеют возможность услышать не только классические произведения, но и джаз, и бардовскую песню. Однако концертов, подобных этому, в Профессорском клубе ещё не было. 10 декабря в рамках цикла «Профессорские среды» выступил певец с уникальным голосом – контратенор Николай Гладских. Он учился в Государственной классической академии имени Маймонида, окончил факультет музыкального театра Российской академии театрального искусства, стажировался в Королевской консерватории Гааги (Нидерланды).

            Контратенор – самый высокий мужской голос, однако, вопреки мифам, это не природная аномалия, а певцы с такими голосами уже несколько столетий не являются кастратами. Однако на сегодняшний день контратеноры профессионально востребованы в гораздо меньшей степени, чем обладатели более «традиционных» мужских голосов. В частности, в отечественной музыкальной культуре вообще не было явлений, подобных итальянской традиции кастратного пения или традициям фальцетного пения в Англии и Германии. Как следствие, в произведениях русских композиторов, например, вообще нет партий для мужских высоких голосов!

Творчество Дж. Дауленда – английского композитора шестнадцатого столетия, итальянская музыка XVII – XVIII вв. (А. Кальдара, А. Скарлатти, Т. Траэтта, Н. Порпора), немецкие и французские песни рубежа XIX – XX вв. (М. Герер, Р. Ан) – всё это было представлено на концерте. Н. Гладских – настоящий артист. Каждый номер был не простым исполнением арии, но мини-спектаклем, где солист входил в образы самых разных персонажей. Зрителям не нужен был перевод, чтобы понять, каким является герой оперы и чтó он хочет выразить в арии. Сегодня перед слушателями выступал не только талантливый певец, но и великолепный актёр.

            Отдельно хочется сказать несколько слов о песне «Flow, my tears» Дж. Дауленда, которая является второй редакцией самого известного сочинения английского композитора «Lacrimae». Несмотря на сложные технические задачи, которые стояли перед контратенором, исполнитель великолепно передал грусть, скорбь музыки. Песня Дж. Дауленда была самым проникновенным номером концерта.

            На музыкальном вечере звучали не только вокальные номера. Пианистка Наталия Зайцева, аккомпанировавшая солисту, выступала и сольно. В её исполнении прозвучали произведения И. С. Баха и Г. Ф. Генделя, «Кукушка» Л. К. Дакена, Экосезы Л. ван Бетховена. Кроме того, артисты исполнили несколько номеров, объединённых темой наступающего праздника – Рождества. Среди них прозвучала и танцевальная сюита из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского в переложении для фортепиано нашего современника М. Плетнёва –  единственная русская музыка на мероприятии. Несмотря на то, что каждый так или иначе знаком с «Танцем феи Драже» и «Andante maestoso», произведения произвели огромное впечатление на зрителей.

            Контратенор впервые выступал в Профессорском клубе НИУ ВШЭ. Искренне верим, что замечательный певец и актёр Н. Гладских ещё выступит с концертом в «Профессорских средах».

 

Сергей Кириенко, 3 курс
отделения культурологии НИУ ВШЭ